Все больше украинских компаний ставят вопрос об автоматизации учета и отчетности по международным стандартам. На это есть свои причины политические или экономические, их анализ оставим соответствующим экспертам. Мы постараемся в данной статье рассмотреть вопросы технического характера, которые неизбежно возникают при переходе к учету по МСФО.

Проект внедрения МСФО имеет похожие этапы с проектом постановки любого вида учета:

  • разработка учетной политики
  • разработка пакета отчетных форм
  • разработка системы методических рекомендаций с описанием процедур/правил ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО

Когда эти этапы пройдены, наступает технический этап – внедрение программного обеспечения, которое обеспечит данный вид учета. И далее, возможно, последует этап восстановления учета и отчетности по МСФО с помощью развернутой информационной системы за прошлые периоды.

Сегодня уже трудно найти компании, которые вообще не используют никакого учетного программного обеспечения. И можно сказать, что большинство компаний в качестве учетного ПО используют 1С той или иной версии. И регулярный учет, хоть какой-то, в компании обязательно ведется (по крайней мере регламентированный, а, возможно, еще и управленческий). В таком случае учет по международным стандартам целесообразнее всего реализовать в существующей 1С учетной системе. Как именно это сделать – тут возможны варианты:

  • самый простой случай: регулярный и полный учет ведется, в учетной системе отражаются все без исключения операции и Ваша учетная система уже содержит модуль учета по МСФО – тогда достаточно его настроить (либо самостоятельно, либо с привлечением 1С специалиста) и правильно использовать – т.е. просто нужно правильно настроить систему
  • регулярный и полный учет ведется, в учетной системе отражаются все без исключения операции, но учетная система не содержит модуль учета по МСФО. Варианты решения в таком случае возможны следующие (трудоемкость и целесообразность каждого уже оговаривается в индивидуальном порядке):
    а) доработка существующей учетной системы до возможности вести параллельный учет по международным стандартам;
    б) внедрение новой учетной системы, которая содержит в себе уже модуль МСФО, и его настройка
  • и самый сложный случай: учет ведется неполный или нерегулярный, в результате в учетной системе отражаются не все операции. Вариант решения в таком случае только один: внедрять полноценную учетную систему и восстанавливать учет

Из типовых учетных конфигураций 1С только “Управление производственным предприятием” содержит полноценный модуль МСФО, в котором реализован учет запасов производства, основных средств и прочих операций. Подробнее про возможности УПП в этом отношении можно почитать здесь. Только нужно учитывать, что УПП наиболее сложная из существующих в данный момент на рынке систем и сравнительно дорогостоящая в обслуживании.

В простых случаях, когда учет по МСФО приближен к одному из видов учета, которые ведутся в компании (например к регламентированному), возможна достаточно несложная доработка “Управление торговым предприятием” или “Бухгалтерия для Украины”, которая также позволит вести учет и формировать отчетность в соответствии с международными стандартами, сильно при этом не усложняя учетную систему.

Выбор, каким путем идти, конечно же, делать Вам. У нас есть опыт развертывания учета по МСФО как в рамках конфигурации “Управление производственным предприятием” так и путем доработок конфигураций “Управление торговым предприятием” или “Бухгалтерия для Украины”.

Если у Вас возникла потребность переходить на МСФО, и пока не сориентировались каким путем двигаться – обращайтесь к нам, с удовольствием поделимся имеющимся опытом, проконсультируем и поможем.